Ждем ваших звонков: +7 (8362) 30 70 60

В борьбе с экстремизмом помогут не турникеты, а профилактика

На этой неделе мне довелось принять участие в научно-практической конференции «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма. Роль и задачи образовательных организаций», которая прошла в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Представители российских образовательных организаций обсудили меры профилактики и борьбы с экстремизмом в студенческих рядах. Марийский государственный университет представил разработанную нами систему разделения студентов по группам риска, которая вызвала большой интерес со стороны коллег. Мы с удовольствием поделились с ними материалами, наработанными в сфере профилактики экстремизма.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров, открывший конференцию, совершенно правильно отметил, что прежде всего, экстремисты пытаются привлечь на свою сторону молодых людей, не обладающих глубокими религиозными знаниями, страдающих от психологических комплексов и социальной неустроенности, что делает их восприимчивыми к психологической и идеологической обработке, а попросту - к «зомбированию». Именно эту категорию граждан, с которой работают учреждения образования, нам предстоит подготовить к возможным контактам с экстремистами и самим научиться оперативно выявить очаги, вспыхивающие в стенах учебных заведений.

Мы разработали модель организации социологических исследований в МарГУ, которая состоит из нескольких этапов. На диагностическом этапе в университете проходят регулярные социологические опросы и организуются фокус-группы. Формирующий этапсоставляют учебная работа, когда в учебных дисциплинах отражаются общекультурные компетенции и базовые ценности, и воспитательная работа, включающая в себя мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму, а также программу адаптации иностранных студентов. На этапе текущего мониторинга студенты делятся по «зонам риска».Этап коррекции подразумевает разработку методических рекомендаций для преподавателей – для корректировки программы учебных дисциплин и для заместителей деканов по воспитательной работе и кураторов студенческих групп, а также индивидуальную работу со студентами «группы риска».

Мы считаем, что большинство диагностических мероприятий необходимо проводить два раза в года. Среди них: составление социально-психологического портрета студентовс первого по четвертый курсы, анкетирование по оценке качества преподавания дисциплин в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (с первого по пятый курсы), анкетирование по выявлению интересов и предпочтений абитуриентов. Один раз в год проводится анкетирование выпускников по удовлетворенности качеством образования и университетом (четвертый-пятый курсы).

Различные тематические блоки в анкетах позволяют рассмотреть личность студента с разных сторон – от общих сведений о респондентахи степени удовлетворенности процессом обучения до гражданской позиции и политических взглядов.

Среди вопросов есть и такие, которые позволяют выяснить отношение к иностранным студентам, например, «Есть ли национальности, к которым вы испытываете недоброжелательное отношение?», «Согласны ли вы с утверждением, что общество становится богаче и культурнее, когда люди разных национальностей живут рядом?» и другие.

По результатам исследования студенты делятся по «зонам риска», раскрашенным в зеленый, желтый и красный цвета. Из-за этой цветовой гаммы классификация рисков получила название «Светофор».

К «зеленой» зоне относятся студенты, которые имеют средний балл успеваемости не ниже «4», не пропускали занятия без уважительной причины, не имеют нарушений дисциплины, участвуют не менее чем в половине мероприятий, организуемых со студентами курса, и в целом положительно оцениваются куратором.

В «желтой» зоне студенты с оценками ниже «4», но без академической задолженности, с пропусками занятий без уважительной причины не более 8 часов в течение месяца, с единичными незначительными нарушениями дисциплины (не более одного в месяц). Они участвуют в мероприятиях с однокурсниками и имеют нейтральную (удовлетворительную) оценку деятельности со стороны куратора.

В «красную», критическую«зону риска», мы относим ребят с академической задолженностью, прогульщиков, которые отсутствуют на занятиях без уважительной причины более 8 часов в течение месяца. Сюда же относятся студенты с неоднократными (более одного в месяц) и /или грубыми нарушениями дисциплины, привлекавшиеся к административной или уголовной ответственности, а также не участвующие в университетских мероприятиях и отрицательно оценивающиеся кураторами.

В отношении студентов, находящихся в «желтой» зоне, проводятся корректирующие меры, направленные на то, чтобы они по классификации перешли в «зеленую» зону. Понятно, что под наиболее пристальным вниманием ребята из «красного» сектора. Если они под воздействием корректирующих мероприятий не переходят в «желтую» зону, необходимо принимать меры к их отчислению из университета.

Мы научились проделывать работу по классификации вручную, теперь необходимо ее автоматизировать, чтобы данные поступали и обрабатывались в реальном времени. Только в этом случае мы сможем оперативно начать корректирующие мероприятия. Вообще, мы планируем создать в университете самообучаемую систему, дающую прогнозы по поводу рисков и угроз на основе методов математического моделирования. Надеемся, что промежуточные результаты этой серьезной работы получим к концу года.

В целом МарГУ преследует цель сформировать среду, нетерпимую к экстремизму и терроризму, в которой вместо борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма проходит своевременная профилактическая работа для выявления студентов с девиантным поведением еще на начальных стадиях обучения.

Этим проблемам и был посвящен мой доклад «О состоянии и мерах противодействия терроризму, проявлениям национального и религиозного экстремизма в образовательной организации на примере Марийского государственный университета», с которым я выступил на конференции в КФУ. Мне показалось, что представленная классификация рисков вызвала неподдельный интерес у коллег. Искренне надеюсь, что разработки МарГУ послужат укреплению безопасности в вузах России. Одними турникетами и охраной в наше время спастись от угрозы экстремизма и терроризма нереально.

В конференции приняли участие заместитель министра и науки России Екатерина Толстикова и директор министерского Департамента государственной службы, кадров и управления делами Владимир Голубовский, что лишний раз подчеркивает важность проблематики для всей системы высшей школы.

Добавить комментарий